Взгляд со стороны

ПРАКТИКА

Описание техники Процесс внимания:
Щупальца внимания. Описание техники
more_vert

Это единственное двигательное упражнение. Взгляд со стороны — это некая психическая позиция, позиция нашего внимания, при котором мы получаем некое состояние умственной тишины. Это состояние гораздо легче, чем состояние пустоты.

Хоть позиция и называется «взгляд со стороны», она не предполагает выход в астральное самочувствие. Это не взгляд на себя сверху-снизу-сбоку-сзади. Наоборот, это внимание, направленное внутрь вашего тела. Вы как бы пребываете вниманием во всей форме вашего тела: ощущаете, как согнуты ваши ноги, бедра, плечи, руки, кисти, и ваши пальцы. Вы полностью находитесь вниманием в вашем теле.

Замрите в какой-то любой позе, выбранной вами. И попытайтесь выйти в эту позицию вниманием. Выходите в позицию «взгляд со стороны», то есть, уходите вниманием в форму тела.

На него не надо смотреть ни в реальности, ни в воображении. Просто ощущайте, что ваше внимание ушло в ваше тело. Почувствуйте свое внимание в правой ноге. Почувствуйте, как ваша правая нога согнута и опирается об пол. Почувствуйте ваше внимание в левой ноге, как она согнута и касается пола. Почувствуйте положение ваших бедер. Почувствуйте одновременно обе ноги, их соотношение и положение. Почувствуйте положение вашего правого плеча, правой руки, правой кисти. Если кисть разомкнута — почувствуйте все пальцы одновременно. Теперь почувствуйте положение левого плеча, левой руки, левой кисти. Если пальцы разомкнуты — почувствуйте пальцы левой руки. Затем одновременно постарайтесь почувствовать обе ваши руки, обе ваши кисти, все пальчики одновременно, положение вашей шеи и головы.

А теперь постарайтесь почувствовать одновременно всю форму вашего тела: бедра, ноги, ступни, корпус, руки, плечи, шею и голову. Ощущая всю форму вашего тела в пространстве, осознайте два ощущения.

1. Пребывая в таком процессе созерцания вашего тела, ум входит в состояние тишины наблюдателя. Наблюдая всю форму тела в пространстве, ощущая ее, входить в состояние тишины – это физиологическая способность нашего ума.

2. Ваше тело — как будто бы не ваше. Оно как будто наблюдаемо вами. Это очень хорошее качество для актерской работы, потому что тело зайнимает образ, который вы будете играть.

А теперь, сохраняя такое внимание в своем теле, и пребывая в этом состоянии наблюдателя, плавно-плавно, очень медленно поменяйте положение ваших ног, ощущая, как это происходит. Допустим, закиньте одну ногу на другую. Сначала пошла одна нога. Вот пошел корпус, освобождая ягодицу второй ноги. Вот пошла вторая нога. Вот эта нога перенеслась через другую ногу, и вы попали в новую ситуацию. Вот пошел корпус, руки, шея и голова. Повернитесь вниманием.

Я считаю, что лучшего пластического упражнения, кроме обязательной гимнастики для позвоночника — нет. Потому что когда внимание в теле — развивается пластика. Все пять пальцев находятся под вниманием.

Ученые установили, что когда наше внимание пребывает во всей форме нашего тела, то есть, мы максимально ощущаем положение нашего тела в пространстве — наш ум автоматически входит в состояние пустоты и тишины. Используя это состояние, мы просто наблюдаем, как наше тело переходит из положения в положение, ощущаем, как оно перетекает из одной позы в другую. Это свойство нашего мозга применяется у восточных культур. Качество плавного движения тела в пространстве используется в такой восточной гимнастике, как ушу. Кстати, упражнение «взгляд со стороны» есть в подготовке спецназа. Аналогичная техника под названием «упражнение на форму» есть и актерсков. Это говорит о том, что есть вещи, которые едины для всех.

Основная задача перед тем, как начинать двигаться — собрать внимание внутри вашего тела. Оказывается, когда внимание внутри вашего тела собрано, и вы начинаете плавно двигаться вниманием в вашем теле — автоматически уходит внутренний монолог, снижая активность ума и сознания. Сниженная активность сознания влияет на снижение напряжения в вашем теле, мышцы становятся более упругими и податливыми, все тело приобретает эластичность. То есть, на востоке все идет от ума. А ум идет от положения вашей точки внимания, а не от физических занятий. Поэтому там используется это качество.

Чтобы понять это состояние, имеет смысл уловить его при выполнении рапидного движения (очень медленно и плавно выполняемого) мозг автоматически входит в это состояние наблюдателя. Вы просто наблюдаете за тем, как ваша нога или рука выполняет какое-то движение.

Представьте, что на полочке над вами лежит предмет, который вы хотите забрать. Пожалуйста, приготовьте одну из рук, и проделайте движение, чтобы взять предмет. Затем опустите руку вниз. Эти движения выполняйте очень плавно и очень медленно — в рапиде.

Решите, какая рука будет действовать — и начали. Только следите за тем, чтобы движение было плавным и медленным. И осознайте, что пока вы следите за плавным и медленным движением — ваш ум находится в состоянии тишины. Замедляйте ваше движение — и тогда вы автоматически будете улавливать эту позицию. Не торопитесь. Плавно, медленно. Заметьте, что когда заканчивается движение, и ваша рука ложится на бедро — возникает отключение позиции наблюдателя, позиции тишины. И вы возвращаетесь обратно.

Вернитесь к первоначальной стадии упражнения —  изменению положения тела. Выйдите в позицию взгляда со стороны и почувствуйте всю форму тела одновременно, а потом постарайтесь поменять положение ног, корпуса, и т.д. Ощутите, как ваше тело постоянно двигается.

Сядьте в удобную позу. Замрите в ней. Выйдите в позицию взгляд со стороны — освободите тело от ума. Почувствуйте всю форму тела одновременно. Почувствуйте положение правой ноги, левой ноги. Почувствуйте положение обеих ног, бедер, корпуса, левого плеча, левой руки, правого плеча, правой руки. Почувствуйте всю форму вашего тела одновременно. Почувствуйте наступившую умственную тишину наблюдателя.

А теперь, сохраняя эту позицию, плавно поменяйте на стуле положение вашего тела. Очень медленно и плавно ощущаем, как участвует все ваше тело. Вот пошла одна нога, другая, пошел корпус, бедра, руки — плавно-плавно. Вот пошла шея и голова. Ощущайте всю форму вашего тела, двигающуюся в пространстве.

Замрите в новой позе и почувствуйте себя в ней очень удобно. Еще раз примените в новом положении «взгляд со стороны», то есть, почувствуйте всю форму вашего тела одновременно: ноги, бедра, корпус, плечи, руки, шею, голову. Почувствуйте наступившую умственную тишину наблюдателя. И отпустите тело в новое движение.

Поехали! Ощутите, как двигается ваше тело. Ощутите, как плавно пошли руки, корпус, ноги, шея, голова. Ощущайте всю-всю форму вашего двигающегося тела. Еще раз уточните состояние умственной тишины за счет позиции «взгляд со стороны». Освободите тело от ума. Почувствуйте в новом положении ноги, бедра, корпус, плечи, руки, шею, голову. Почувствуйте наступившую умственную тишину наблюдателя…

Переведите тело в первоначальную позу, с которой начали упражнение. Если не помните — отпустите тело, организм сам вспомнит. Ощущайте, как наше тело перетекает в первоначальную позу, с которой мы начали упражнение.

Проверим наше тело в динамике — зададим механизму сознания определенную цель. Цель — это первое условие для оптимальной работы механизма сознания. Потом выйдем в позицию «взгляд со стороны», освободим тело от ума. А потом, почувствовав, что тело может и хочет двигаться автоматически — отпустим его.

Почувствуйте в воображении, что ваше тело поднимается, стоит и через несколько секунд садится обратно на стул. Вот такая, как сказали бы в театре, мизансцена. Это цель. Выйдите в позицию «взгляд со стороны», освободите тело от ума. Почувствуйте всю форму вашего тела одновременно: ноги, бедра, корпус, руки, шею, плечи, голову. Почувствуйте умственную тишину наблюдателя. Почувствуйте, что тело может и хочет двигаться автоматически, потому что оно знает, что нужно сделать. Почувствуйте импульс, который управляет движением тела вверх. Сохранив позицию — отпустите тело. Поехали!

Это и есть состояние «актер на сцене». Мнение о том, что актер на сцене чувствует переживания героя — ошибочное. Если бы он это чувствовал, кто-то должен был бы его держать, чтобы он не упал со сцены или, заигравшись, не ушел за кулисы. Тело может биться в судорогах, плакать или визжать, но, на самом деле, актер находится в этом состоянии «взгляд со стороны».